Крым наиболее мозаичный в конфессиональном отношении регион Украины. За последние десять лет ежегодный рост религиозной сети составлял в среднем от 60 до 100 религиозных организаций. По данным Комитета по делам религий при СМ АРК на 1 января 2001 г., в Крыму было отмечено 47 конфессий, течений и направлений, в рамках которых действовало 888 религиозных организаций, в том числе 865 религиозных общин. По сравнению с 1989 г. число религиозных организаций увеличилось в 20 раз, конфессиональная разнородность в 4 раза.

narod.htm

narod2.htm

narod4.htm

narod5.htm

Доминирующее положение в Крыму занимают православие и ислам, объединяющие соответственно 43 и 30 % всех религиозных организаций. В православной среде практически монопольным влиянием пользуется УПЦ МП, объединяющая 333 религиозных общины. Влияние УПЦ КП пока незначительно и опирается на деятельность 14 религиозных общин. УАПЦ имеет в Крыму всего 2 общины и сколько-нибудь заметным влиянием не пользуется. С момента регистрации уставов ни в одной общине УАПЦ нет ни одного священнослужителя. Число мусульманских общин к 2000 г. составило 263, из них 249 в составе Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), 33 автономных и 2 в составе Духовного Управления мусульман Украины (ДУМУ). 5.7 % религиозных организаций представлено общинами ЕХБ и около 5 % составляют общины харизматов и полного Евангелия.

В Крыму Украинская православная церковь (УПЦ МП) и по сей день обладает практически монопольным влиянием. Противоречия, вызванные расколом внутри УПЦ, и вся последующая деятельность раскольников только усилили монополию Московского патриархата в среде православных общин Крыма. Все иные направления православия находятся здесь в зачаточном состоянии. УАПЦ себя никак не проявляет, а УПЦ КП имеет незначительное число приверженцев и больше выполняет представительскую функцию, пытаясь заявить о себе участием в политических акциях, или жалобами на дискриминацию со стороны местных властей.

Потенциал межконфессиональной конфликтогенности здесь сформировался прежде всего под влиянием факторов, определивших региональную специфику этноконфессионального развития полуострова в последнее десятилетие. Наряду с общим для всей Украины процессом возрождения православия, новым фактором стала реконструкция в Крыму ислама явление, непосредственно связанное с процессом репатриации на родину ранее депортированных крымских татар.

Исключительно быстрый рост числа православных и мусульманских общин, совершенно несравнимый с темпами роста других конфессий, уже к середине 90-х годов дал некоторым аналитикам основание заявлять о возрождении якобы традиционного для Крыма параллельного развития христианства и ислама[1]. Таким образом, главным потенциальным источником конфессиональных конфликтов в Крыму стало возможное противостояние православия и ислама. Причем, как показали новейшие исследования, процесс исламского возрождения на постсоветском пространстве, отличается весьма высоким уровнем политизации. В особенности это характерно для мусульманских народов, добивающихся создания собственной национальной государственности. В этой связи вопросы формирования толерантных межконфессиональных отношений, а также конструктивного взаимодействия между конфессиями и государством, приобрели в Крыму особую остроту и значимость.

Надо отметить, что способность ислама выступать как фактор этнической мобилизации, использовалась лидерами крымскотатарского национального движения (КТНД) уже с самого начала развертывания процесса репатриации. Однако в первые годы руководство Меджлиса, в руках которого оказался контроль над Духовным управлением мусульман Крыма, а через него и над процессом реконструкции крымского ислама в целом, проводило крайне осторожную политику, тщательно избегая трансляции этнополитических и иных противоречий на конфессиональную почву. Более того, в ноябре 1992 г. муфтий мусульман Крыма Сейит Джелил Ибрагимов, вместе с Архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем и представителями других конфессий, даже вошел в состав соучредителей Межконфессионального Совета Мир Дар Божий, главной задачей которого провозглашалось сохранение этноконфессионального мира. Примерно до середины 90-х годов отношения между двумя ведущими конфессиями носили достаточно толерантный характер, и только по мере политизации ислама в Крыму они стали приобретать отчетливо конфликтогенный характер11.

В Крыму, несмотря на конфликтогенную межэтническую ситуацию (а может быть отчасти, именно поэтому) явные признаки политизации религии появились сравнительно поздно примерно к середине 90-х годов, когда в Украине уже четко сформировались основные линии конфессиональных разломов и стоящие за ними политические силы. На наш взгляд, было две главных причины такого отставания. Первая - фактически тотальная промосковская самоидентификация православных общин в Крыму, благодаря которой здесь установилось монопольное влияние УПЦ МП (две первые общины УПЦ КП появились только в 1995 г.). Вторая возможность быстрого беспрепятственного роста численности мусульманских общин, который, тем не менее, только к 1995 г. привел к вполне сопоставимому количественному соотношению с УПЦ МП.

Как нам представляется, именно этим объясняется подчеркнутая отстраненность ДУМК от участия в политической деятельности на первых этапах процесса возрождения ислама в Крыму. Только с середины 90-х годов, опираясь на весьма серьезные успехи в реконструкции крымскотатарского ислама в Крыму, и под влиянием общего процесса политизации ислама в СНГ, руководство Меджлиса склоняется к активному использованию ислама как политического фактора.

Акции протеста крымских татар приобретают более агрессивный характер, манифестируются исламской символикой, лозунгами исламской солидарности с чеченскими сепаратистами. Некоторые из этих акций (например, блокирование железнодорожных путей и автострад в марте 1998 г.) сопровождаются открытым использованием насилия в ходе столкновений с силами правопорядка. В мечетях Крыма отмечаются случаи панисламистской пропаганды и распространения литературы антигосударственного содержания18.

Фактически с этого времени основной конфликтогенной парадигмой конфессионального развития в Крыму становится противостояние между пророссийски ориентированным православием и декларативно манифестирующим свою приверженность идее украинской независимости крымскотатарским исламом. До самого последнего времени это противостояние носило в основном латентный характер. Руководство обеих конфессий, как правило, избегало конфликтных ситуаций на собственно религиозной почве, обращая свои претензии, если они имели место, непосредственно к государству.

Вопрос об урегулировании ситуации, возникшей в результате крестоповала, был в центре многочисленных встреч заинтересованных сторон в СМ АРК с участием представителей Меджлиса и ДУМК. В итоге было выработано решение о "пропорциональном" установлении объектов исламской и православной символики. Правительством Крыма сделан важный шаг в деле законодательного урегулирования межконфессионального конфликта принято специальное постановление СМ АРК, вносящее существенные изменения в Типовые правила строительства или размещения зданий и сооружений на территории автономии. Теперь размещение и установка объектов культового назначения вне территории культовых строений, мест паломничества, территории учреждений религиозных организаций, кладбищ, мест отдельных захоронений, крематориев и частных домов граждан могут производиться только по решению районных государственных администраций и исполнительных комитетов городских советов и согласованию с межконфессиональным советом Крыма

остра проблема стоит в отношении мусульманских организаций Крыма. Так, практически все основные направления деятельности ДУМК остаются вне должного надзора со стороны государства. Это касается, например, вопросов финансирования зарубежными исламскими центрами различных религиозно-благотворительных фондов, религиозно-просветительских и прочих организаций, подготовки этими центрами кадров духовенства для крымских татар, организации хаджа, религиозной пропаганды представителей зарубежного исламского духовенства и распространения соответствующей религиозной литературы, участия в международных исламских конференциях, организации встреч руководителей Меджлиса и ДУМК с представителями зарубежных исламских центров, известными деятелями ислама (в том числе и радикальной ориентации) и т. д.

В этом плане особую тревогу вызывает возможность усиления в среде крымских мусульман влияния зарубежных исламских организаций радикального толка.

В Крыму изначально наиболее интенсивным направлением развития связей ДУМК с зарубежными исламскими центрами было взаимодействие с турецкими государственными, духовными, религиозно-политическими и неправительственными организациями, имеющими отношение к вопросам религии и действующими как в самой Турции, так и за ее пределами. При этом все контакты ДУМК с зарубежными исламскими организациями координировались Меджлисом. Со временем, в основном из финансовых соображений, появилось устойчивое стремление к развитию связей с религиозными организациями арабских стран, с которыми и связана угроза проникновения в крымскотатарскую среду влияния жестких толков ислама, в частности, ваххабизма.

Продолжает уменьшаться доля православных священников. Сегодня она составляет 28%, что ниже доли протестантских (32 %) и мусульманских (35 %) служителей. Дефицит кадров духовенства в ведущей конфессии, является одной из причин активизации в Крыму деятельности зарубежных миссионеров. Сегодня половина приходов не имеет постоянного священника. Руководство Симферопольской и Крымской епархии стремится решить данную проблему за счет подготовки собственных кадров на двухгодичных пастырских курсах, открытых при епархии. За последние два года в Крым из других регионов прибыло, взамен выбывших по различным причинам, 7 священников, из них 5 из Центральной Украины и 2 из России. Но, по мнению специалистов, даже с учетом подготовки священнослужителей на пастырских курсах, проблему нехватки служителей культа Крымской епархии придется решать еще как минимум 10 лет.

Обеспеченность религиозных организаций Крыма культовыми зданиями является одной из самых низких в Украине. Строительство культовых зданий в Крыму ведется хуже, чем в любом регионе страны. В период 1992 1999 гг. построено лишь 45 новых зданий, из них 19 мечетей, 12 православных храмов и 9 молитвенных домов Евангельских христиан-баптистов22. Решить проблему за счет нового строительства в ближайшее время не удастся. Не улучшит ситуацию и предполагаемое возвращение органами власти еще 19 бывших культовых зданий. Очевидно, обеспечить религиозные организации молитвенными помещениями можно лишь путем передачи им различных строений и сооружений с последующим переоборудованием под культовые цели.

Основной причиной невозвращения бывших культовых зданий является то обстоятельство, что большинство из них используется под жилье или в хозяйственных целях

Возвращение культовых зданий одна из самых болезненных сфер во взаимоотношениях между государством и ДУМК. По данным на конец 1999 г, мусульманским общинам Крыма возвращено 33 из 62 зданий бывших мечетей, а также передано под молитвенные цели 50 гражданских строений. Вновь построено 19 мечетей, строятся 8. В настоящее время особенно остро стоят вопросы: о возвращении большой ханской мечети, а теперь уже и музейного комплекса Ханского Дворца в г. Бахчисарае, частью которого эта мечеть является; о возвращении бывшего здания мечети Орта-Джами в Бахчисарае, где расположен единственный в городе кинотеатр Старт; о самовольном захвате в августе 1998 г. мусульманской общиной Ярдым, о приватизированном с января 1996 г. ООО Крымтранс здании бывшей мечети по ул. Луговая, 44; о возвращении культового здания бывшей мечети Сеит Халил Челеби, реконструированного с 1950 г. под жилой дом; о такой же мечети в г. Белогорске.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным в целях усовершенствования государственно-конфессиональных отношений предложить следующие рекомендации:

законодательно ограничить вмешательство политических партий, национальных движений в деятельность религиозных организаций (дополнив ст.5 Закона Украины О свободе совести и религиозных организаций);

установить перечень отчетных данных, представляемых религиозными организациями, сроки их представления, особо выделив при этом изменения юридического адреса и руководящего органа;

разработать инструкцию по применению Закона Украины О свободе совести и религиозных организациях и зарегистрировать ее в Министерстве юстиции Украины;

дополнить Закон О местном самоуправлении и Закон О райгосадминистрациях статьями, определяющими роль и полномочия местных органов власти и самоуправления в обеспечении контроля за выполнением закона Украины О свободе совести и религиозных организаций;

объединить усилия местных аппаратов с целенаправленными исследованиями ученых по проблемам религиоведения, изучения и анализа процессов, происходящих в религиозной среде, для выработки долгосрочных прогнозов и рекомендаций;

провести научные исследования на предмет выяснения перспектив введения церковного (конфессионального) налога в Украине и обсудить эту проблему в рамках государственно-конфессионального диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz